Иногда ты оглядываешься вокруг и понимаешь, что все вокруг тебя чужое и не настоящее. Город с миллионами огней, яркой рекламой и разукрашенными красавицами, квартира в которой ты не хозяин, потому что любая поломка и починка требует вызова мастера, работа вроде нужная, но с большего просто пожирающая твое время и силы чудовищная тварь.
А что тогда настоящее? Попыткой формулировки ответа на этот вопрос сейчас многие пытаются заниматься. Особенно громко он звучит со сцены, где осмысление проходит порой совершенно фантасмагорическими путями, как например в "Пионерской зорьке" по произведениям братьев Дурниных или через больную человеческую память, истлевшую и забытую поколением фэшн, как в "Прощании с Матерой" В. Распутина.
Этот год посвящен Литературе, но так вышло что для меня это год спектаклей, год театра. Это год ярких и запоминающихся проектов, об одном из которых на волне впечатлений я сейчас и пишу.
"Прощание с Матерой" это кукольный спектакль, поставленный директором и художественным руководителем Мытищинского театра кукол, народным артистом России Станиславом Федоровичем Железкиным. Это притча о затоплении деревни, в которой рушатся судьбы, традиции, рвутся корнями вросшие в землю души людей. Органичные с своем кукольном воплощении бабки, каждая из которых словно срисована с актера и собрана из предметов деревенской утвари и старых выгрызенных временем кусков дерева, речного "плавника". И есть люди нового времени больше похожие на части конструктора, где дерево сменяет железо, где вместо жил и костей телефонные провода.
Первое, что бросается в глаза,это старые деревянные столбы-"чуры", будто охраняющие деревню. Плетни, скамейки, половики и подвесные деревянные мостки уносящие тебя в деревенский быт. Чугунки, старый черно-белый телевизор, медный старый самовар и разумеется говор... Тут и приговорки, и словечки давно забытые и вышедшие из обихода и милые сердцу вещи. Деревенская жизнь проста, хлопоты по хозяйству до обеда а там чаи с самоваром, посиделки... И над всем этим, алым знаменем, пузатым рыжим портфелем с постановлением в руках у товарища Жука из центра - затопление. И вот уже пустеет деревня, все меньше людей, все больше пожаров в опустевших и пока жилых домах. 70 деревень на отселение, сотни людей оторванных от своих корней и родины, от земли где схоронены родители...
Они уйдут и пришедшая за ними вода накроет кладбища, дома, церкви. Матеры не станет и путешествовать по Ангаре будут только туристы и никто из них не вспомнит, что здесь жили когда-то люди.
Это спектакль-повод, спектакль-предложение над которым стоит подумать, это та сторона о которой мы забывает в суете и угаре городской жизни. Иваны родства не помнящие, утратившие веру и любовь к своему прошлому, забывшие самих себя. И ради чего...?