Каждый спектакль - это маленькое откровение. Режиссер по новому открывает для меня прочитанные пьесы, а актеры, в частности Бозин воплощают мир удивительной фантазии режиссера.
И так - впечатление, за впечатлением, складывается портрет Виктюка.
1. "Саломея" - Пластика, соединение истории Саломеи и Оскара Уальда, какая-то самурайская эстетика костюма. Я ушел задумчивый и оглушенный. "Я поцелую твой рот, Йоканаан" :вложенное в уста актера который играл Саломею и любовника Оскара Уальда, Бози (Д.Бозин)- страстное желание быть причастным к знаменитости, к чему-то великому, желание сделать небесное - земным. Но как известно, ниспосланное небом откровение превращается в земное и погибает. Погиб и он... Вечная память...
2. "Служанки" - И снова пластика. Тело актера - и есть язык которым изьясняется со зрителем режиссер. "Я убежден, в этой пьессе должны играть именно мужчины. Да, именно мужчины"(с)Ж.Жене. Я соглашусь.
Клер и Соланж. Вечные игры - раб-господин, на грани приличия и неприличия. Любовь-ненависть, самоуничижение-восхваление. Мир в котором сестрам довелось родиться, совсем не похож на сказку где обитает Мадам. Так почему не играть? Почему бы не пожить ее прекрасными страстями, великими страданиями и радостями? Она прекрасна, у нее богатство, тонкая душа и Любовь Месье.
А что досталось вам с сестрой, Соланж? Кухня? Обноски? Молочник?
ЕЕ жизнь, как красиво написанная сказка, а вы живете реальной жизнью, в которой есть место только настоящему.
И снова знакомая эстетика, грим как у средневековых мимов или у театра Но. Лица актеов не принадлежат публике. Есть только маски. Актеры играющие служанок, которые играют в Мадам. Заключительный хепенинг - танцы. Д.Бозин - вызывает прилив восторга. Пластика на грани невероятного.
3. "Мастер и Маргарита" - политическая версия. Бюсты Сталина и Ленина, клетка-пирамида, выдержки из речей Съездов времен СССР, больничные каталки и над всем этим сень креста. Гротескно. Роль Воланд исполняет Бозин, и именно он стягивает на себя основное внимание. Мастер -заикается и выглядит психически больным, сломленым человеком, Маргарита - утратила силу характера, это издерганная и несчастная женщина. Все выглядит приговором 30-м годам и культу личности. Никакого эпатажа, никаких мужчин играющих женщин. Причесано и скупо. Но понятно. И купированный Булгаков кажется цельным, и очень политическим. Он как-то выпадает из общего ряда работ Виктюка. Интересно, почему?
Три спектакля не достаточно чтоб составить себе впечатление о человеке знаковом, но меняющемся как и жизнь вокруг. Виктюк любит ошеломлять, удивлять. Любит гротеск, но при этом может гармонично сочетать с шокирующим откровенным новаторством вечные ценности. Будем посмотреть дальше....
воскресенье, 31 мая 2009
Brand